н а в и г а ц и я  
  • г л а в н а я
  • о   г а з е т е
  • а р х и в
  • п о   р а з д е л а м
  • ф о р у м
  • г о с т е в а я
  • к о н т а к т
  • р е к л а м а
  • Rambler's Top100
    Rambler's Top100
    be number one

    дизайн: Баранов Илья профессиональный веб-дизайн

    Н.П.СЛЕПЦОВ

    В 1845 году, состоявший по армейской кавалерии, майор Николай Павлович Слепцов, был назначен командиром вновь формируемого 1-го Сунженского линейного казачьего полка. В самое короткое время после сформирования полка и устройства его станиц Слепцов со своими казаками делается грозою горцев. Он никогда не знал ни одного неудачного дела из всех многочисленных своих военных предприятий и всегда имел полный успех, основанный им на стремительной и решительной атаке в шашки.

    5 июня 1845 года, находясь в отряде генерал-майора Нестерова, Слепцов участвует в нападении на аул Шаудон-Шари. Он командует сборным казачьим полком. Николай Павлович атакой в шашки выгоняет из леса засевшего там противника и первым со своим полком врывается в аул. После этого дела Слепцов становится подполковником.

    23 октября он со своими казаками рассеивает большой отряд чеченцев, напавший на скот около 2-й станицы 1-го Сунженского полка.

    В 1846 году, при вторжении отрядов Шамиля в Кабарду, Николай Павлович вместе со своими сунженцами участвует в разгроме у аула Эльхотова двух наибов Шамиля и преследовании неприятельской конницы, занявшей позиции против Урвана. За храбрость Слепцов награжден орденом св. Анны 2-й степени. Постоянная бдительность наших войск на Сунже, умение их начальника, а также смелость казаков вновь поселенного полка не давала горцам возможности безнаказанно совершать набеги.

    В мае 1847 года Слепцов, командуя двумя батальонами Грузинского Гренадерского полка, четырьмя сотнями Сунженского полка, одной Моздокского полка, с двумя орудиями, встретил скопище чеченцев у реки Асса по направлению к аулу Шанель-Юрт. Николай Павлович, известный своей смелостью, приказал генералам наступать на неприятеля ускоренным шагом, а сам повел казаков. Отрезав большую часть горцев от переправы, Слепцов бросился на них в шашки. Бой был решен мгновенно не числом, а храбростью войск, и неприятель количеством в 5 тысяч пустился бежать, не выдержав решительного натиска холодным оружием. Слепцов преследовал бегущих, и казаки овладели одним наибским знаменем и двумя значками. Потери нашего отряда ограничились четырьмя раненными казаками и одним рядовым Грузинского полка. Блистательное дело подполковника Слепцова послужило новым доказательством отличного мужества наших казаков. Николай Павлович был награжден золотой саблей "За храбрость" и произведен в полковники. Командуя Сунженским полком, он создал новое поселение, устроил хозяйственную часть полка, чрезвычайно поднял дух своих подчиненных. В беспрерывных стычках с горцами Слепцов, можно сказать, изменил образ действий казаков. Зная, что храбрость дает несомненную победу и уменьшает потери, он приучал своих казаков смело и решительно атаковать неприятеля холодным оружием, несмотря на число. Во многих случаях Николай Павлович доказал опытом пользу этого образа действий, произведя сильное нравственное впечатление, весьма благоприятное для Сунженского поселения и страшное для горцев.

    В 1848 году Слепцовым произведен блистательный набег на аулы Малой Чечни. Год спустя новый успех прославил имя удачливого казачьего полковника. Шла операция по очищению Галашевского ущелья, служившего пристанищем для хищных горских партий, откуда они и производили свои набеги. Николай Павлович с одной кавалерией проскакал расстояние до горцев, обошел их с фронта и стремительно атаковал их левый фланг. Изумленные лихой атакой казаков и смятые дружным натиском горцы обратились в совершенное бегство, преследуемые казаками. Объятый страхом неприятель искал спасения в лесах и балках, бросая лошадей и оружие. Потери горцев составили 300 убитых, 30 пленных, 2 значка, до 300 лошадей. С нашей стороны ранено 3 казака. Этот бой надолго остался в памяти как казаков, так и противостоявших им чеченцев. По неравенству сил, по затруднениям местности, стремительности удара и по его урону для неприятеля, это дело одно из самых блистательных и славных кавалерийских атак на Кавказе. Слепцов был награжден орденом св. Георгия 4-й ст.

    В первую половину 1850 года Николай Павлович ознаменовал себя целым рядом новых замечательных дел, но самым выдающимся его подвигом, прогремевшим на весь Кавказ, является взятие им со своими полками Шалинского окопа. Порубанная зимою 1849-1850 г.г. просека, от крепости Воздвиженской к Шалинской поляне, сильно встревожила Шамиля, так как открывала доступ для наших войск в его резиденцию -- аул Ведено -- и отнимала у жителей Чечни Шалинскую поляну, считавшуюся житницей Большой Чечни и Дагестана. Шамиль устроил при выходе из просеки целую укрепленную линию. За этим грозным окопом он рассчитывал быть в безопасности от наших нападений. Генерал Ильинский поручил известному своими успехами полковнику Слепцову овладеть Шамилинским укреплением.

    21 августа, в 11 часов ночи, Николай Павлович, во главе отряда, состоящего из казаков и пехоты, переправился через Сунжу и Мартань. На рассвете отряд переправился через Аргунь и двинулся к завалу. Атака русской пехоты, возглавляемой лично Слепцовым, была встречена сильным огнем и песнями мюридов????**.

    К 10 часам горцы, получив подкрепление, осмелели, предприняв попытку контратаки. Чтобы наказать дерзость чеченцев, Слепцов двинул в атаку казаков. Несмотря на меткий огонь, бой был непродолжителен. Едва блеснули шашки храбрых Сунжинских казаков, как толпа чеченцев, не выдержав удара, разбежалась, и кавалерия их гнала на расстоянии 10 км. Утомление лошадей заставило прекратить преследование. В этом, столь блистательном набеге, одном их отважнейших кавалерийских дел на Кавказе, все распоряжения Слепцова были так хорошо рассчитаны и удар казаков был так решителен и быстр, что неприятель не успел опомниться, и от того потери с нашей стороны были весьма незначительны. Урон чеченцев был весьма велик, и сам защитник укрепления наиб Талгик был ранен. Князь Воронцов объявил всем участникам боя благодарность. Император наградил Н.П.Слепцова за этот подвиг чином генерал-майора на 35-м году его жизни.

    Весною этого года на Слепцова было возложено возведение двух новых станиц: Алхан-Юртовской и Самашкинской, чтобы тем довершить линию от Назрана до кр. Грозной. Производству работ сильно препятствовали жители Горной Чечни. Собравшись в превосходящий по силе отряд Николая Павловича, ожесточенные чеченцы отчаянно со всех сторон начали наседать на казаков. Несколько раз неприятель бросался в шашки, но был отбит русскими воинами. По выходе на Шалинскую поляну дело прекратилось и стоило врагу убитыми и ранеными более 200 человек, в том числе был смертельно ранен наиб Магомет Анзоров, скончавшийся через несколько дней.

    За отличную распорядительность и примерное мужество в этом деле, в котором был ранен сам Слепцов, Государь Император пожаловал ему орден св. Станислава 1-й ст. Наконец 10 декабря 1851 года отряд Слепцова имел новое жаркое и блистательное дело с неприятелем на правом берегу Гехи, ставшее последним для героя. При взятии Гехинского завала, находясь, как всегда, впереди предводимой колонны, он был сражен пулей в грудь.

    Император Николай I, всегда так прекрасно увековечивавший доблестные подвиги, узнав с искренним сожалением о смерти генерал-майора Слепцова и желая сохранить доблестную память в том полку, который он образовал и постоянно водил к победам, 29 декабря 1851 г. повелел: 1) станицу Сунженскую, в которой расположена была штаб-квартира Сунженского полка, именовать впредь Слепцовской; 2) в этой станице воздвигнуть генерал-майору Слепцову памятник, на что отпущено из государственного казначейства 6300 рублей.

    Исполняя его последнюю волю, прах его был погребен на кладбище станицы Слепцовской, где находится и в настоящее время.


    <<< назад / обсудить в форуме



    главная | о газете | архив | по разделам | форум | гостевая книга | контакт | реклама

    "Вечерняя Рязань" © 2001-2002
    newspaper@vr.ryazan.ru
    Сайт управляется системой uCoz