№ 8 (830)
ваша реклама на этом сайте
  н а в и г а ц и я  
  • г л а в н а я
  • о   г а з е т е
  • а р х и в
  • п о   р а з д е л а м
  • ф о р у м
  • г о с т е в а я
  • к о н т а к т
  • р е к л а м а
  • Rambler's Top100
    Rambler's Top100
    be number one

    дизайн: Баранов Илья профессиональный веб-дизайн

    ОГРАД ХАОС, ГОДОВ НЕРАЗБЕРИХА...

    У нас вовеки ничего не разберешь...
    На русских кладбищах могилы не найдешь...


    Издание Рязанского муниципального образования "Рязанские зори" в прошлом году обрадовала рубрикой "Это наша история".
    Меня заинтересовал материал о Спасском монастыре, на территории которого прошло мое детство и где я прожил, как в сказке, тридцать лет и три года.
    Как коренному "кремлевскому" жителю, мне было приятно узнать в 1996 году, что музей-заповедник включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия РФ, как "одна из жемчужин историко-архитектурной короны России".
    В этой статье постараюсь заострить внимание на сохранении уникальных свидетельств истории, которые касаются трех могил, оставшихся от бывшего кладбища Спасского монастыря.
    Газета "Рязанские зори" опубликовала в NN60 и 73 за 2001 год следующее: "Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник. Территория самого древнего монастыря Переяславля-Спасского (Спасский монастырь)...
    Ранее на территории монастыря находилось самое богатое в Рязани кладбище. В 1930-1940 гг. оно было ликвидировано, за исключением двух захоронений -- писательницы и художницы С.Д.Хвощинской (1828-1865) и гравера, академика, профессора Петербургской Академии художеств И.П.Пожалостина (1837-1909). В 1959 году туда же была перенесена из-под Рязани могила крупнейшего русского поэта ХIХ века Я.П.Полонского (1819-1898)."
    Далее даны пояснения к снимкам. Текст, который дан в публикациях "РЗ" и требует пояснения, выделен мной.

    ЧЕГО НЕ ВЕДАЕТ НЕКТО
    Начну с "образцовой глупости". НЕКТО (публикации в "РЗ" без подписи -- Р.Н.) после "двух захоронений" пишет: "...туда же была перенесена из-под Рязани могила... поэта..." Вдумайтесь в этот "перл" безграмотности...
    А вот "образец" элементарного незнания "Истории родного края", которую изучают в школах Рязани. Переяславль-Рязанский дан под именем "Переяславля-Спасского".
    Попробуем разобраться в главном -- когда был перенесен прах Я.П.Полонского.
    В сборнике "Знатные рязанцы" (изд. 1959 г.) читаем: "В 1959 году прах Полонского перевезен в Рязань". Хоть "перевезен", но прах, а не "могила", как сказано в "РЗ".
    Иначе сказано в книге П.А.Орлова "Я.П.Полонский" (изд. 1961 г.): "Весной 1958 года прах Полонского из Льгова был перевезен в Рязань и похоронен на территории Рязанского Кремля." Книга, как сказано в предисловии, "является наиболее полным и обстоятельным исследованием".
    В "Календаре знаменательных и памятных дат по Рязанской области на 1999 год" также указана дата: "Весной 1958 г.", но прах "переносят" в Рязань, а не перевозят.
    Нахожу дату в "Рязанской энциклопедии" (изд. 2000 г.): "В 1956 году прах поэта перенесен на терр. Ряз. Кремля." В отделе краеведения РОУНБ им.М.Горького неизвестные лица не согласились с автором статьи и в двух экземплярах энциклопедии исправили число 6 на 8, а не на 9, "породив" четвертую дату -- 1958 г., но уже без указания времени года и "авторства".
    Выстраиваю цепочку по годам: 1956 -- Весна 58 -- 1958 -- 1959. Получилось, как в игре "Кто хочет стать миллионером?". Я знаю ответ, но для уверенности прошу помощи у читателей. Рязанские музейные сотрудники запутали "узелок", а краеведы и издательства его так затянули, что он превратился в "Гордиев узел".
    Сказанное в "РЗ", что на территории монастыря находилось... кладбище -- не соответствует действительности. Кладбище Спасского монастыря располагалось не только на территории монастыря, но и за его пределами.
    В монастырской стене, которая шла параллельно улице Рабочих до башни, находящейся у дороги оборонительного вала, был проход на кладбище, расположенное вдоль стены архиерейского сада.
    В буклете "Рязанский кремль" (THE RYAZAN KREMLIN) изд. "Советская Россия", М., 1967, дан схематический план кремля без границ кладбища. Схема -- фальсификация, опубликованная И.Ильенко, искажает действительность. На ней не показана существовавшая стена архиерейского сада, а кладбище за территорией монастыря было обозначено как сад. И "пошла гулять" неточная схема по книгам, альбомам и туристическим картам.
    Что касается вопроса ликвидации кладбища, то оно произошло в 1947-1957 гг., а не "В 1930-1940 гг.", как выдумал НЕКТО.
    После "ликвидации кладбища" осталось не "два захоронения"" как сказано в "РЗ", а три. Кроме могилы Хвощинских, чудом уцелели два надгробия, которые стояли и стоят на своих местах испокон веков, но теперь "причислены" к именам наших "знатных" земляков, останки которых, по моему убеждению, не находятся в этих захоронениях, что и необходимо доказать.

    О МОГИЛЕ ПОЖАЛОСТИНА
    В 1980 году НИИ культуры, совместно с управлением культуры Рязанского облисполкома при участии областного отделения ВООПИК, выпустил "Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР". Именуются они кратко -- "Труды 92", где на стр.94-95 узнаем: "Похоронен И.П.Пожалостин на кладбище Спасского монастыря в Рязанском Кремле между Богоявленской и Преображенской церквами."
    Почему автор Е.С. Русакова назвала Спасо-Преображенский Собор "Церковью" и, главное, без "Спасо" что определяет название монастыря -- одному Богу известно.
    Но она указала место нахождения захоронения.
    Следовательно, могила И.П.Пожалостина, которая в настоящее время находится у бывшего консисторского корпуса затеряна "между... церквами", как и могила знаменитого русского зодчего М.Ф.Казакова на кладбище Троицкого монастыря.
    Читаю дальше: "Первоначально могила была обнесена кованой оградой...
    В 1959 г. специальная научно-реставрационная производственная мастерская Рязани произвела реконструкцию старой надгробной части могилы, заменив ограду и надгробие. В настоящее время захоронение имеет чугунную строгую по рисунку ограду и надгробие из черного гранита... Грани его имеют ложные полуциркулярные ниши. В одной из них беломраморная доска с текстом: "Гравер -- академик Иван Петрович Пожалостин 1837-1909 г."
    Проанализируем сказанное. Во-первых, зачем заменили "кованую... ограду" на сварную из металлического проката, которую автор статьи почему-то считает "чугунной"? Кованую красоту заменили на сварную простату. Ну и ну!
    Во-вторых, как можно "заменить надгробие", которого не было на могиле И.П.Пожалостина, на новое (старое) с чужой могилы, вставив в "нишу" инородную "беломраморную (какая безграмотность! -- Р.Н.) доску с текстом..."
    За несколько лет, проведенных в играх на кладбище, я много раз перечитывал надписи на памятниках, но фамилии Пожалостин не встречал, потому что надгробия на могиле не было.
    Краеведе Д.Д.Солодовников, проживающий в Рязани с 1898 года, автор ряда трудов по истории Рязанского края, писал в 1918 году: "На Рязанских кладбищах есть могилы некоторых знаменитых рязанцев. Вот, например, в Спасском монастыре есть могила Софьи Дмитриевны Хвощинской, писательницы и художницы... Есть там еще могила, на которой стоит железный крест, а на кресте надпись: "Иван Петрович Пожалостин. Профессор Академии художеств 1837-1909."
    После сказанного, я думаю, комментарии будут излишни.

    О МОГИЛЕ ХВОЩИНСКИХ
    В 1996 году в рязанском издательстве "Новое время" вышел сборник Александра Потапова "Неизреченный свет", где в очерке "За пылью прошлого..." сказано: "Студенты факультета истории Рязанского педагогического института организовали при областном отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры краеведческий кружок для школьников.
    Увлеченные историей родного края, кружковцы не только учились по книгам, но и исследовали старинные городские постройки, предназначенные на слом.
    И вот однажды, осматривая пустой, полуразрушенный дом (номер 4 -- Р.Н.) на улице Рабочих (Нижне-Рабочая, а не Рабочих -- Р.Н.), юные краеведы наткнулись на пожелтевшие от времени рукописные листы, а потом, основательно порывшись на чердаке и в подвале, извлекли на свет божий старинный сундук, в котором находился... архив рязанских писательниц прошлого века сестер Хвощинских.
    А вскоре старинный дом, принадлежавший, как выяснилось, рязанке А.П.Скотниковой, дальней родственнице и наследнице писательниц, сгорел."
    Александру Петровну Скотникову я знал "с пеленок", так как она дружила с моей бабушкой несколько десятков лет, и звал ее тетя Шура.
    Пока была жива тетя Шура, могила Хвощинских, даже в войну, была всегда в идеальном порядке, почему и сохранилась.
    В таком безобразном состоянии, которое видите на снимке из книги А.Потапова, могила стала после смерти А.П.Скотниковой.
    В 80-е годы, после смерти тети Шуры, кованую ограду с могилы Хвощинских поставили на "перенесенный прах" Я.П.Полонского, а надгробие С.Д.Хвощинской огородили безобразной решеткой, сваренной из пруткового металлопроката.
    Признаю, что поэт Яков Петрович известней Софьи Дмитриевны, которая не числится в "знатных рязанцах" (правильнее: в знаменитых -- Р.Н.) и не является "гордостью земли Рязанской", но зачем же ограду переставлять?
    От тети Шуры я узнал, что кроме Софьи Дмитриевны, в могиле захоронены ее родители. Отец -- Дмитрий Кесаревич, умерший в год окончания Крымской войны, следовательно, в 1856 году, и мать -- Юлия Викентьевна. Вот поэтому, рядом с надгробием стоял деревянный крест, который безбожники спилили зимой 1942 года.
    Как рассказывала тетя Шура, после смерти матери старшая сестра вскоре уехала в Петербург. А.Н.Потапов, знакомый с архивом Хвощинских, пишет: "С 1884 года престарелая писательница (Н.Д.Хвощинская -- Р.Н.) жила в Петербурге..." По логике, с января 1884 года.
    Обращаюсь к другому литературному источнику, а именно, к библиографическому словарю И.Н.Гаврилова "Литературная Рязань", где сказано: "Последние пять лет, проведенные Н.Д.Хвощинской в Петербурге, были для нее самыми тяжелыми." Умерла она в июне 1889 года. Следовательно, напрашивается вывод, что в Петербург Надежда Дмитриевна приехала из Рязани в мае 1884 года, а значит, Юлия Викентьевна -- мать сестер Хвощинских -- умерла весной 1884 года, и поэтому именно ей был поставлен крест рядом с надгробием дочери.
    Надеюсь, что сотрудники ГАРО разыщут даты жизни родителей сестер Хвощинских, а сотрудники историко-архитектурного музея-заповедника установят мемориальную "доску" на возвращенной, на могилу Хвощинских, ограде.

    О МОГИЛЕ Я.П.ПОЛОНСКОГО
    В упомянутом "Неизреченном свете" А.Н.Потапов пишет: "По завещанию Я.П.Полонского, его тело было погребено рядом с могилой матери, в Ольговом монастыре, что в двенадцати верстах от Рязани. В эпоху богоборчества монастырь был ликвидирован, а на его территории расположилась... исправительно-трудовая колония для несовершеннолетних. И все же власти осознали кощунственность пребывания праха выдающегося русского поэта в столь неподходящем месте... В 1959 году прах Я.П.Полонского был перевезен в Рязань и захоронен на территории кремля, где и покоится поныне".
    О дате "перевоза" сказано уже достаточно, но необходимо поговорить об ограде могилы.
    В упомянутых "Трудах 92" на стр.83 говорится: "После смерти согласно его воле Я.П.Полонский был похоронен в Ольговом монастыре, в двадцати верстах (заметили, что у А.Н.Потапова "в двенадцати" -- Р.Н.) от Рязани, где находилась могила его матери. В 1959 г. прах поэта перенесен в Рязанский кремль.
    Могила Я.П.Полонского находится в кремле на территории Спасского монастыря... Место захоронения поэта представляет собой огороженную площадку 2х2 м, на могиле установлен памятник из черного лабрадорита высотой 1,9 м. На цоколе поставлен высокий постамент с выбитой надписью: "Полонский Яков Петрович. Русский поэт..."
    Хочу обратить внимание, что обмеры даны очень грамотно -- до десятых долей метра.
    Если в "Трудах 92" говорится, что ограда на могиле И.П.Пожалостина "чугунная", а "Могила (С.Д.Хвощинской -- Р.Н.) окружена металлической оградой", то об ограде на могиле Якова Петровича, кроме размера 2х2 м, не сказано ничего. В настоящее время могила обнесена железной кованой оградой размерам 2,1х2,3 м. Как она могла "вырасти" по периметру? Ее просто заменили. Я хорошо знаю эту ограду, так как помогал тете Шуре ее красить.
    Недоразумение с датой перезахоронения говорит о спешке при решении вопроса. Изготовленная ограда 2,0х2,0 м, видимо, имела вид еще уродливей, чем сегодня на могиле Хвощинских. Стыдно было. После смерти писательницы А.П.Скотников, кованую ограду решили "презентовать" Якову Петровичу, а для Хвощинских изготовить "шедевр" 2,3х2,3 м (чувствуется почерк заказчика: 2,0х2,0, теперь 2,3х2,3 м), но не подумали, что в 1865 году еще не родился Е.О.Патон.
    Надеюсь, даже уверен, что ко Дню рождения Софьи Дмитриевны 2 июня, это и день обретения честных мощей св. Алексия, митрополита Московского, ограду перенесут на место, где простояла более 100 лет и не забудут указать имена захороненных в могиле родителей сестер Хвощинских.
    Считаю уместным завершить публикацию строками Геннадия Ступина, двустишие которого прочли в начале статьи:

    На русских кладбищах
                                     забвения трава...
    Безмолвствует здесь долг,
                                     молчат права...

    Руслан НАПЕРСТКОВ.

    От редакции: Не воспринимайте прочитанное за сенсации -- это краткий экскурс в свидетельства истории Спасского монастыря. Газета желала бы на своих страницах продолжить разговор о Спасском монастыре и приглашает к нему "кремлевских" сторожилов, которые возможно имеют и фотографии, а не только помнят предвоенный и послевоенный период его истории.

    <<< назад / обсудить в форуме



    главная | о газете | архив | по разделам | форум | гостевая книга | контакт | реклама

    "Вечерняя Рязань" © 2001-2002
    newspaper@vr.ryazan.ru
    Сайт управляется системой uCoz