У нас вовеки ничего не разберешь...
На русских кладбищах могилы не найдешь...
Издание Рязанского муниципального образования "Рязанские зори" в
прошлом году обрадовала рубрикой "Это наша история".
Меня заинтересовал материал о Спасском монастыре, на территории
которого прошло мое детство и где я прожил, как в сказке, тридцать лет
и три года.
Как коренному "кремлевскому" жителю, мне было приятно узнать в 1996
году, что музей-заповедник включен в Государственный свод особо ценных
объектов культурного наследия РФ, как "одна из жемчужин
историко-архитектурной короны России".
В этой статье постараюсь заострить внимание на сохранении уникальных
свидетельств истории, которые касаются трех могил, оставшихся от
бывшего кладбища Спасского монастыря.
Газета "Рязанские зори" опубликовала в NN60 и 73 за 2001 год
следующее: "Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник.
Территория самого древнего монастыря Переяславля-Спасского
(Спасский монастырь)...
Ранее на территории монастыря находилось самое богатое в Рязани
кладбище. В 1930-1940 гг. оно было ликвидировано, за
исключением двух захоронений -- писательницы и художницы
С.Д.Хвощинской (1828-1865) и гравера, академика, профессора
Петербургской Академии художеств И.П.Пожалостина (1837-1909). В 1959
году туда же была перенесена из-под Рязани могила крупнейшего русского
поэта ХIХ века Я.П.Полонского (1819-1898)."
Далее даны пояснения к снимкам. Текст, который дан в публикациях "РЗ"
и требует пояснения, выделен мной.
ЧЕГО НЕ ВЕДАЕТ НЕКТО
Начну с "образцовой глупости". НЕКТО (публикации в "РЗ" без подписи
-- Р.Н.) после "двух захоронений" пишет: "...туда же была перенесена
из-под Рязани могила... поэта..." Вдумайтесь в этот "перл"
безграмотности...
А вот "образец" элементарного незнания "Истории родного края", которую
изучают в школах Рязани. Переяславль-Рязанский дан под именем
"Переяславля-Спасского".
Попробуем разобраться в главном -- когда был перенесен прах
Я.П.Полонского.
В сборнике "Знатные рязанцы" (изд. 1959 г.) читаем: "В 1959 году
прах Полонского перевезен в Рязань". Хоть "перевезен", но прах, а
не "могила", как сказано в "РЗ".
Иначе сказано в книге П.А.Орлова "Я.П.Полонский" (изд. 1961 г.):
"Весной 1958 года прах Полонского из Льгова был перевезен в
Рязань и похоронен на территории Рязанского Кремля." Книга, как
сказано в предисловии, "является наиболее полным и обстоятельным
исследованием".
В "Календаре знаменательных и памятных дат по Рязанской области на
1999 год" также указана дата: "Весной 1958 г.", но прах "переносят" в
Рязань, а не перевозят.
Нахожу дату в "Рязанской энциклопедии" (изд. 2000 г.): "В 1956 году
прах поэта перенесен на терр. Ряз. Кремля." В отделе краеведения РОУНБ
им.М.Горького неизвестные лица не согласились с автором статьи и в
двух экземплярах энциклопедии исправили число 6 на 8, а не на 9,
"породив" четвертую дату -- 1958 г., но уже без указания времени года
и "авторства".
Выстраиваю цепочку по годам: 1956 -- Весна 58 -- 1958 -- 1959.
Получилось, как в игре "Кто хочет стать миллионером?". Я знаю ответ,
но для уверенности прошу помощи у читателей. Рязанские музейные
сотрудники запутали "узелок", а краеведы и издательства его так
затянули, что он превратился в "Гордиев узел".
Сказанное в "РЗ", что на территории монастыря находилось... кладбище
-- не соответствует действительности. Кладбище Спасского монастыря
располагалось не только на территории монастыря, но и за его
пределами.
В монастырской стене, которая шла параллельно улице Рабочих до башни,
находящейся у дороги оборонительного вала, был проход на кладбище,
расположенное вдоль стены архиерейского сада.
В буклете "Рязанский кремль" (THE RYAZAN KREMLIN) изд. "Советская
Россия", М., 1967, дан схематический план кремля без границ кладбища.
Схема -- фальсификация, опубликованная И.Ильенко, искажает
действительность. На ней не показана существовавшая стена
архиерейского сада, а кладбище за территорией монастыря было
обозначено как сад. И "пошла гулять" неточная схема по книгам,
альбомам и туристическим картам.
Что касается вопроса ликвидации кладбища, то оно произошло в 1947-1957
гг., а не "В 1930-1940 гг.", как выдумал НЕКТО.
После "ликвидации кладбища" осталось не "два захоронения"" как сказано
в "РЗ", а три. Кроме могилы Хвощинских, чудом уцелели два надгробия,
которые стояли и стоят на своих местах испокон веков, но теперь
"причислены" к именам наших "знатных" земляков, останки которых, по
моему убеждению, не находятся в этих захоронениях, что и необходимо
доказать.
О МОГИЛЕ ПОЖАЛОСТИНА
В 1980 году НИИ культуры, совместно с управлением культуры Рязанского
облисполкома при участии областного отделения ВООПИК, выпустил
"Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР". Именуются они
кратко -- "Труды 92", где на стр.94-95 узнаем: "Похоронен
И.П.Пожалостин на кладбище Спасского монастыря в Рязанском Кремле
между Богоявленской и Преображенской церквами."
Почему автор Е.С. Русакова назвала Спасо-Преображенский Собор
"Церковью" и, главное, без "Спасо" что определяет название монастыря
-- одному Богу известно.
Но она указала место нахождения захоронения.
Следовательно, могила И.П.Пожалостина, которая в настоящее время
находится у бывшего консисторского корпуса затеряна "между...
церквами", как и могила знаменитого русского зодчего М.Ф.Казакова на
кладбище Троицкого монастыря.
Читаю дальше: "Первоначально могила была обнесена кованой оградой...
В 1959 г. специальная научно-реставрационная производственная
мастерская Рязани произвела реконструкцию старой надгробной части
могилы, заменив ограду и надгробие. В настоящее время захоронение
имеет чугунную строгую по рисунку ограду и надгробие из черного
гранита... Грани его имеют ложные полуциркулярные ниши. В одной из них
беломраморная доска с текстом: "Гравер -- академик Иван Петрович
Пожалостин 1837-1909 г."
Проанализируем сказанное. Во-первых, зачем заменили "кованую...
ограду" на сварную из металлического проката, которую автор статьи
почему-то считает "чугунной"? Кованую красоту заменили на сварную
простату. Ну и ну!
Во-вторых, как можно "заменить надгробие", которого не было на могиле
И.П.Пожалостина, на новое (старое) с чужой могилы, вставив в "нишу"
инородную "беломраморную (какая безграмотность! -- Р.Н.) доску с
текстом..."
За несколько лет, проведенных в играх на кладбище, я много раз
перечитывал надписи на памятниках, но фамилии Пожалостин не встречал,
потому что надгробия на могиле не было.
Краеведе Д.Д.Солодовников, проживающий в Рязани с 1898 года, автор
ряда трудов по истории Рязанского края, писал в 1918 году: "На
Рязанских кладбищах есть могилы некоторых знаменитых рязанцев. Вот,
например, в Спасском монастыре есть могила Софьи Дмитриевны
Хвощинской, писательницы и художницы... Есть там еще могила, на
которой стоит железный крест, а на кресте надпись: "Иван Петрович
Пожалостин. Профессор Академии художеств 1837-1909."
После сказанного, я думаю, комментарии будут излишни.
О МОГИЛЕ ХВОЩИНСКИХ
В 1996 году в рязанском издательстве "Новое время" вышел сборник
Александра Потапова "Неизреченный свет", где в очерке "За пылью
прошлого..." сказано: "Студенты факультета истории Рязанского
педагогического института организовали при областном отделении
Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры
краеведческий кружок для школьников.
Увлеченные историей родного края, кружковцы не только учились по
книгам, но и исследовали старинные городские постройки,
предназначенные на слом.
И вот однажды, осматривая пустой, полуразрушенный дом (номер 4
-- Р.Н.) на улице Рабочих (Нижне-Рабочая, а не Рабочих -- Р.Н.), юные
краеведы наткнулись на пожелтевшие от времени рукописные листы, а
потом, основательно порывшись на чердаке и в подвале, извлекли на свет
божий старинный сундук, в котором находился... архив рязанских
писательниц прошлого века сестер Хвощинских.
А вскоре старинный дом, принадлежавший, как выяснилось, рязанке
А.П.Скотниковой, дальней родственнице и наследнице писательниц,
сгорел."
Александру Петровну Скотникову я знал "с пеленок", так как она дружила
с моей бабушкой несколько десятков лет, и звал ее тетя Шура.
Пока была жива тетя Шура, могила Хвощинских, даже в войну, была всегда
в идеальном порядке, почему и сохранилась.
В таком безобразном состоянии, которое видите на снимке из книги
А.Потапова, могила стала после смерти А.П.Скотниковой.
В 80-е годы, после смерти тети Шуры, кованую ограду с могилы
Хвощинских поставили на "перенесенный прах" Я.П.Полонского, а
надгробие С.Д.Хвощинской огородили безобразной решеткой, сваренной из
пруткового металлопроката.
Признаю, что поэт Яков Петрович известней Софьи Дмитриевны, которая не
числится в "знатных рязанцах" (правильнее: в знаменитых -- Р.Н.) и не
является "гордостью земли Рязанской", но зачем же ограду переставлять?
От тети Шуры я узнал, что кроме Софьи Дмитриевны, в могиле захоронены
ее родители. Отец -- Дмитрий Кесаревич, умерший в год окончания
Крымской войны, следовательно, в 1856 году, и мать -- Юлия
Викентьевна. Вот поэтому, рядом с надгробием стоял деревянный крест,
который безбожники спилили зимой 1942 года.
Как рассказывала тетя Шура, после смерти матери старшая сестра вскоре
уехала в Петербург. А.Н.Потапов, знакомый с архивом Хвощинских,
пишет: "С 1884 года престарелая писательница (Н.Д.Хвощинская -- Р.Н.)
жила в Петербурге..." По логике, с января 1884 года.
Обращаюсь к другому литературному источнику, а именно, к
библиографическому словарю И.Н.Гаврилова "Литературная Рязань", где
сказано: "Последние пять лет, проведенные Н.Д.Хвощинской в Петербурге,
были для нее самыми тяжелыми." Умерла она в июне 1889 года.
Следовательно, напрашивается вывод, что в Петербург Надежда Дмитриевна
приехала из Рязани в мае 1884 года, а значит, Юлия Викентьевна -- мать
сестер Хвощинских -- умерла весной 1884 года, и поэтому именно ей был
поставлен крест рядом с надгробием дочери.
Надеюсь, что сотрудники ГАРО разыщут даты жизни родителей сестер
Хвощинских, а сотрудники историко-архитектурного музея-заповедника
установят мемориальную "доску" на возвращенной, на могилу Хвощинских,
ограде.
О МОГИЛЕ Я.П.ПОЛОНСКОГО
В упомянутом "Неизреченном свете" А.Н.Потапов пишет: "По завещанию
Я.П.Полонского, его тело было погребено рядом с могилой матери, в
Ольговом монастыре, что в двенадцати верстах от Рязани. В эпоху
богоборчества монастырь был ликвидирован, а на его территории
расположилась... исправительно-трудовая колония для
несовершеннолетних. И все же власти осознали кощунственность
пребывания праха выдающегося русского поэта в столь неподходящем
месте... В 1959 году прах Я.П.Полонского был перевезен в Рязань и
захоронен на территории кремля, где и покоится поныне".
О дате "перевоза" сказано уже достаточно, но необходимо поговорить об
ограде могилы.
В упомянутых "Трудах 92" на стр.83 говорится: "После смерти согласно
его воле Я.П.Полонский был похоронен в Ольговом монастыре, в двадцати
верстах (заметили, что у А.Н.Потапова "в двенадцати" -- Р.Н.) от
Рязани, где находилась могила его матери. В 1959 г. прах поэта
перенесен в Рязанский кремль.
Могила Я.П.Полонского находится в кремле на территории Спасского
монастыря... Место захоронения поэта представляет собой огороженную
площадку 2х2 м, на могиле установлен памятник из черного лабрадорита
высотой 1,9 м. На цоколе поставлен высокий постамент с выбитой
надписью: "Полонский Яков Петрович. Русский поэт..."
Хочу обратить внимание, что обмеры даны очень грамотно -- до десятых
долей метра.
Если в "Трудах 92" говорится, что ограда на могиле И.П.Пожалостина
"чугунная", а "Могила (С.Д.Хвощинской -- Р.Н.) окружена металлической
оградой", то об ограде на могиле Якова Петровича, кроме размера 2х2 м,
не сказано ничего. В настоящее время могила обнесена железной кованой
оградой размерам 2,1х2,3 м. Как она могла "вырасти" по периметру? Ее
просто заменили. Я хорошо знаю эту ограду, так как помогал тете Шуре
ее красить.
Недоразумение с датой перезахоронения говорит о спешке при решении
вопроса. Изготовленная ограда 2,0х2,0 м, видимо, имела вид еще
уродливей, чем сегодня на могиле Хвощинских. Стыдно было. После смерти
писательницы А.П.Скотников, кованую ограду решили "презентовать" Якову
Петровичу, а для Хвощинских изготовить "шедевр" 2,3х2,3 м (чувствуется
почерк заказчика: 2,0х2,0, теперь 2,3х2,3 м), но не подумали, что в
1865 году еще не родился Е.О.Патон.
Надеюсь, даже уверен, что ко Дню рождения Софьи Дмитриевны 2 июня, это
и день обретения честных мощей св. Алексия, митрополита Московского,
ограду перенесут на место, где простояла более 100 лет и не забудут
указать имена захороненных в могиле родителей сестер Хвощинских.
Считаю уместным завершить публикацию строками Геннадия Ступина,
двустишие которого прочли в начале статьи:
На русских кладбищах
забвения трава...
Безмолвствует здесь долг,
молчат права...
Руслан НАПЕРСТКОВ.
От редакции: Не воспринимайте прочитанное за сенсации -- это краткий
экскурс в свидетельства истории Спасского монастыря. Газета желала бы
на своих страницах продолжить разговор о Спасском монастыре и
приглашает к нему "кремлевских" сторожилов, которые возможно имеют и
фотографии, а не только помнят предвоенный и послевоенный период его
истории.
<<< назад / обсудить в форуме
главная |
о газете |
архив |
по разделам |
форум |
гостевая книга |
контакт |
реклама
"Вечерняя Рязань" © 2001-2002
newspaper@vr.ryazan.ru
|